Погребальные и предпогребальные обряды, связанные с омовением, нарядом умершего, копкой могилы, требования как нужно себя вести живым в сложившейся ситуации подетально расписаны в Шариате.
Изначально упокоенному необходимо подвязать подбородок, далее закрыть глаза, распрямить все конечности и накрыть лицо. На живот требуется положить тяжелый предмет. После предварительных манипуляций проводится Гусул – традиционный обряд омовения и обмывания покойника.
И омовение, и обмывание требуется делать трижды. Сначала используют воду с кедровым порошком, во второй раз – с камфарой, в третий – обычная чистая вода. После тело устраивают на жестком ложе, причем лицо умершего обращено к Кыбле (юго-запад). Само помещение, где проводится данный обряд, окуривается специальными благовониями.
По традициям Гусул проводится четырьмя людьми. Главный омывающий – Гассал. Им обычно выступает ближайший родич усопшего. Помощник поливает покойного водою, другие поворачивают и поддерживают тело. Мужчинам нельзя проводить омовение женщин и наоборот. Здесь существует лишь одно исключение: жене позволено проводить обряд омовения мужа.
Если в окружении покойного были исключительно особы женского пола, то совершается только таяммум. Аналогична ситуация и тогда, когда в окружении покойной женщины одни мужчины.
По законам Шариата нельзя хоронить упокоенных одетыми. Их окутывают саваном, пошитым из белой ткани, чаще всего ситцевой.
Мужской саван состоит из 3х отдельных элементов:
Женский саван включает 5 отдельных элементов:
Усопшие новорожденные и младенцы окутываются лишь лифофой, для мальчиков 8-9 лет допускается саван. Для супруги саван готовит муж, для упокоенного мужа это обязана делать жена, дети, ближайшие родственники. Если близких нет, организация похорон проводится соседями.
Если умерший слыл зажиточным, долгов после него не осталось, его тело покрывается тремя кусками дорогой материи. В случае смерти человека несостоятельного тканью, иногда использованной, покрывают все тело. Для упокоенных мужчин запрещается использовать полотно из шелка.
Волосы и бороду перед обрядом окутывания остригать и чесать нельзя.
Изначально на подготовленном ложе расстилают лифофу, ее осыпают пахучими травами и ароматизируют благовониями, к примеру, розовым маслом. Далее сверху лифофы раскладывается изор, на который укладывается умерший с вытянутыми вдоль тела руками, предварительно одетый в камис.
Тело также ароматизируется при помощи благовоний. Далее начинается чтение молитв и прощание. Потом усопшего окутывают изором: начинают окутывание с левой стороны, дальше переходят к правой. Подобным образом, слева-направо, заворачивают и лифофу, завязывая узелки возле головы, пояса и ног. Перед опусканием тела в могильную яму эти узелки будут развязаны.
Проведение обряда аналогично мужскому с тем различием, что еще до надевания камиса грудь женщины закрывается хиркой. Волосы располагают на камисе, лицо покрывают химором, который предварительно подложен под голову.
Тобут — это носилки, оборудованные раздвигаемой крышкой. Их можно взять в мечети или у сотрудников кладбища. Тобут застилается одеялом, куда кладут тело, крышка задвигается и покрывается тканью. Иногда сверху кладут одежду покойного, дабы люди понимали какого пола человека хоронят.
Джаназа – погребальная молитва, которую обычно проговаривает имам мечети. Джаназа отличима от обычных молитв тем, что при ней не проводится преклонения колен (Рук-ны) и падение ниц (Сажда).
Тобут ставят по направлению Кыблы, возле него будет стоять имам, за ним будут ряды тех, кто пришел попрощаться с умершим. В Джаназу входит четыре такбира (Аллаху-Акбар), приветствие и обращение к Всевышнему. В обращении просят Всевышнего о прощении грехов и проявлению милости к упокоенному. До начала молитвы имам спрашивает остались ли у покойного невыплаченные долги или неразрешенные конфликты. Имам просит простить усопшему любые обиды, а родственников просит рассчитаться с долгами покойного.
Если погребальная молитва над покойным не была прочтена, похороны можно считать несостоявшимися.
Похоронить упокоенного желательно на последующие сутки после того как человек умер, если нет уважительной причины, чтобы отложить захоронения: ожидание приезда близких и т. д. В таком случае они могут быть проведены некоторое время после того как человек умер, и это не может осуждаться.
Гроб мусульмане не используют — усопшего кладут прямо на сырую землю головой в сторону Кыблы. Для транспортировки тела до кладбища используются т.н. мусульманские ящики. Ногами вниз тело опускается в могильную яму. После присутствующие бросают в могилу по горстке земли, сопровождая это словами из Корана: "Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему".
Могильная насыпь на 4 пальца должна превышать уровень земли. Устроенная подобным образом могила окропляется водой, 7 раз на нее бросают по горстке земли и читается соответствующая молитва из Корана.
Могила может быть сооружена разными способами – в каждом отдельном случае учитывается рельеф конкретной местности.
В лахад входит айван с размерами 1,5х2,5м, глубиной в 1,5м и келья. В келью, которая находится внутри айвана, делают круглый вход, чтобы можно было поместить туда тело.
В ярму, которая больше размеров покойного на 0,5м с каждой стороны, входит айван и специальная внутренняя полка. По законам Шариата могилу нужно делать так, чтобы тело не могло стать добычей хищников. Поэтому лахад специально укрепляется жжеными кирпичами, ярма укрепляется досками.
В мусульманском обряде погребения обязательным считается чтение айятов из Корана – Рецитация Корана. Следуя завету Пророка, проводится чтение суры "Аль-Мулк", в ходе которой молящиеся просят Аллаха сжалиться над умершим. В молитвах очень часто упоминается имя покойного, о котором говорят исключительно в позитивном ключе.